Семинары
Онлайн-семинар «Критика»
Елена Погорелая – поэт, кандидат филологических наук, редактор журнала «Вопросы литературы»
Услышав слово «критика», многие люди непроизвольно морщатся, предполагая, что дальше будет скука и осуждение. Однако та критика, которая становится предметом изучения на курсе в школе писательского мастерства «Пишем на крыше» – совсем другая. Она не про осуждение, а про осмысление; про возможность ориентироваться в пространстве современной литературы, открывая для себя новые и переосмысливая уже прозвучавшие тексты и имена.
Семинар по литературной критике от «Вопросов литературы» предполагает знакомство с современной литературой – прозой, поэзией, «перекрестным жанром» нон-фикшн, – а также опыт медленного прочтения произведений и сборников, ключевых для современного литературного процесса. Участники семинара получат возможность поработать в разных критических жанрах – от рецензии до тематического обзора, от колонки до аналитического эссе, чтобы определиться, какой из них более органичен для них с точки зрения осмысления литпроцесса и собственного в нем присутствия.
Программа занятий предполагает сочетание теории и практики. Первые семинары будут посвящены преимущественно обзору существующих жанров современной литературной критики (проблемная статья, рецензия, пост, интервью…); на семинарах второй половины курса участники смогут попробовать себя в написании рецензий, в формате интервью и т. д. – возможно, с последующей публикацией в журнале или на сайте «Вопросов литературы».

К рассмотрению принимаются критические статьи, рецензии, обзоры, интервью на соответствующие литературные темы и т. д. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
7, 14, 21, 28 декабря
11, 18, 25 января,
1 февраля
в 17:30

(в «Zoom»)
Онлайн-курс «Как понимать современную поэзию – и писать о ней»
Владимир Козлов — поэт, доктор филологичеких наук, главный редактор журнала о поэзии «Prosodia»
Задача курса — поделиться методическими наработками критического письма в базовых для поэтической критики жанрах, а также получить опыт такого письма под руководством опытного редактора. Каждая тема курса предполагает теоретический и практический модули. Например, занятие о жанре рецензии заканчивается заданием написать рецензию — и практическое занятие посвящено работе с рукописями, их анализу.

Главные темы курса:
- Введение. Как ориентироваться в современной поэзии и миссия критика сегодня. 1 занятие
- Как написать хорошую рецензию на книгу: композиция, обязательные и необязательные элементы. 3 занятия
- Как анализировать и интерпретировать стихотворение: инструментарий и интуиция. 2 занятия
- Статья о творчестве автора или аналитическая статья: составляющие самого сложного критического жанра. 2 занятия.

К рассмотрению принимаются критические статьи, рецензии, обзоры, интервью на соответствующие литературные темы и т. д. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
6, 13, 20, 27 декабря
17, 24, 31 января
 7 февраля
в 15.00

(в Zoom)
Онлайн-семинар «Современное искусство и литература»
Ильмира Болотян — художник, писатель, кандидат филологических наук.
Задача семинара – познакомить слушателей с основными векторами взаимодействия художников и писателей в области современной литературы и искусства. От иллюстраций до книг художника, от поэтических экспликаций к выставкам до полноценных романов, от текстовых экспериментов до партиципаторных проектов, превратившихся в книги. Пишущие смогут расширить свой жанровый диапазон, а художники - извлечь идеи для своих литературных опытов.

Курс состоит из двух частей. Первая, основная, посвящена обсуждению теории и собственно произведений (список участники получат предварительно). Вторая часть (1-2 занятия) – обсуждение идей и проектов слушателей семинара..

К рассмотрению принимаются проектные заявки писателей и художников. В заявке опишите замысел вашего будущего произведения, либо уже готовое (по возможности добавляя фотографии), выполненное в междисциплинарном формате и технике; кроме того, можно присылать рецензии и статьи об объектах искусства, существующих на пересечении арта и литературы. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
2, 9, 16, 23 декабря
13, 20, 27 января
3 февраля
в 18:00

(в «Zoom»)
Онлайн-семинар «Поэзия»
Евгений Абдуллаев — поэт, прозаик, критик, кандидат
философских наук, лауреат премии «Ясная Поляна», член редакционного совета журнала «Дружба народов»
Вы пишете стихи.
Неважно, как давно вы этим занимаетесь. Написали свое первое стихотворение только что – или пишете уже годами.
Неважно, насколько серьезно вы к своим стихам относитесь. Называете их с улыбкой «стишками» – или с легкой дрожью в голосе, «произведениями». Или никак не называете, а давая кому-то прочесть, говорите, чуть потупившись: «Вот... написал...»
Неважно, что вы со стихами потом делаете. Стыдливо прячете от посторонних глаз – или же читаете и публикуете везде, где только возможно.
Все это неважно. Главное, что вы пишете стихи. И хотите писать их лучше.
Этот курс рассчитан на тех, кто готов учиться и расти. Кто готов расширить свое понимание того, что такое поэзия вообще – и, особенно, современная русская поэзия.
Что такое «поэзия для глаз» и «поэзия для слуха», и можно ли их соединить? Допустимы ли неправильности в стихах? Нужны ли и для чего в стихах повторы?
Ответам на эти и многие другие вопросы и будут посвящены эти занятия на виртуальной «крыше» одного из старейших литературных журналов.

К рассмотрению принимаются стихотворные подборки и отдельные стихотворения всех поэтических жанров. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
5, 12, 19, 26 декабря,
9, 16, 23, 30 января
в 19:00

(в «Zoom»)

февраль-март
в 19:00
[ВНИМАНИЕ!
Время занятий в феврале-марте еще уточняется.]
Онлайн-семинар «Проза»
Сергей Беляков – писатель, историк, кандидат исторических наук, лауреат премии «Большая книга», заместитель главного редактора журнала «Урал»
Задача семинара – помочь прозаикам научиться писать так, чтобы читать их сочинения было интересно не только им самим, но и другим людям, в том числе издателям и редакторам.

Курс будет посвящен внимательному чтению и обсуждению повестей и рассказов, представленных самими участниками. На этом этапе важно дать возможность писателю увидеть, как его текст выглядит со стороны, как воспринимают его читатели, насколько реализован авторский замысел.

К рассмотрению принимаются: рассказы, повести, романы, их отрывки и фрагменты. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 20 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
7, 14, 21, 28 декабря
18, 25 января
1, 8 февраля
в 12:00

(в «Zoom»)

февраль-март
в 18:00
[ВНИМАНИЕ!
Время занятий в феврале-марте еще уточняется.]
Онлайн-семинар «Поэзия»
Константин Комаров – поэт, критик
Задача семинара – помочь поэтам научиться писать так, чтобы читать их сочинения было интересно не только им самим, но и другим людям, в том числе издателям и редакторам.

Курс будет посвящен внимательному чтению и обсуждению повестей и рассказов, представленных самими участниками. На этом этапе важно дать возможность писателю увидеть, как его текст выглядит со стороны, как воспринимают его читатели, насколько реализован авторский замысел.

К рассмотрению принимаются стихотворные подборки и отдельные стихотворения всех поэтических жанров. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
февраль-март
в 18:00
[ВНИМАНИЕ!
Время занятий в феврале-марте еще уточняется.]
Онлайн-семинар «Эссеистика»
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист.
Эссе по жанру находится где-то по середине между стихотворением (верлибром) и прозой.
Некоторая необязательность (призрачная, на самом деле там прочные связи между словами), отсутствующий прямой сюжет (там, скорее, сюжет мысли) заставляет эссе быть промежуточным жанром.
И на этой пограничной полосе возможны свои чудеса. Впрочем, любой текст чреват чудесами и неожиданностями.
Если позволить тексту расти самому, вести тебя, то он скажет больше, чем ты хотел и можешь сказать.
Эссе учит свободе. В том числе и от самого себя.
Ты, как паук, ткешь что-то, к тебе имеющее непосредственное отношение (он же из себя эту нить, эту воздушную ткань берет), но это что-то оказывается больше, тоньше и прозрачнее тебя. И сияет на солнце.
Какой-то хищный словесный узор.
Надо просто его расшифровать.

К рассмотрению принимаются эссе, их фрагменты и отрывки. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
4, 11, 18, 25 декабря
15, 22, 29 января
5 февраля
в 19:00

(в «Zoom»)

февраль-март
в 19:00
[ВНИМАНИЕ!
Время занятий в феврале-марте еще уточняется.]
Онлайн-семинар «Драматургия»
Ярослава Пулинович — драматург.
Вы давно задумывались о том, чтобы написать свою собственную пьесу? Тогда этот курс для вас.
Что мы будем делать на занятиях:
Научимся создавать героя, придумаем его образ, его мотивацию и его язык.
Узнаем, что такое структура пьесы.
Научимся придумывать конфликты внутри пьесы.
Узнаем, что такое обстоятельство, исходное событие, поворотное событие, кульминация и другие увлекательные вещи.
Будем играть в драматургические игры, которые в итоге помогут нам написать свою собственную пьесу.

К рассмотрению принимаются пьесы. Важное уточнение! В заявку не обязательно включать текст уже написанного произведения, она также может представлять собой описание замысла будущей пьесы. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
9, 16, 23, 30 ноября
7, 14, 21, 28 декабря
в 18:00

(в «Zoom»)

февраль-март
в 18:00
[ВНИМАНИЕ!
Время занятий в феврале-марте еще уточняется.]
Онлайн-семинар «Поэзия»
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист.
Поэтический семинар можно назвать постоянным, однако занятия конечны и выстраиваются в некоторый цикл: к каждому участники получают задание, и мы все вместе учимся слушать тексты, созданные за неделю. Если семинарист начинает быстро расти, то есть писать каждый новый текст иначе, то при таком подходе это становится заметно сразу и всем.

Семинар принимает в свой круг людей, независимо от опыта чтения и письма: мы соприкасаемся с опытом друг друга, учимся наблюдать и слушать. Каждый текст получает подробное и ремесленное обсуждение: мы не вписываем его в литературу бывшую или нынешнюю, а учимся слушать и вытягивать стихотворение, ориентируясь на его звучание и структуру.

Наша задача – создать такую атмосферу, в которой каждый ученик получает от мастера то, что хочет. Кто хочет магистральную тему – находит магистральную тему, кто хочет научиться писать книгами – начинает писать книгами, каждый приобретает именно то, во что готов вкладываться.

Очень часто, на каждом семинаре, находится ученик, совершающий поразительные метаморфозы: он словно получает разрешение говорить и делает настоящий прыжок. Вы можете увидеть этот прыжок, научиться его видеть, и – самое главное – самостоятельно научиться «прыгать».

К рассмотрению принимаются стихотворные подборки и отдельные стихотворения всех поэтических жанров. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
1, 8, 15, 22, 29 ноября
6, 13, 20 декабря
в 15.30

(в «Zoom»)

февраль-март
в 15:30
[ВНИМАНИЕ!
Время занятий в феврале-марте еще уточняется.]
Офлайн-семинар «Мастерская» (для продолжающих)
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист.
Текст пробуждается, смотрит сонно, вдруг капризничает, кричит. Мы его не понимаем. «Ты кушать хочешь? Есть? Тебе нехорошо? Ты не заболел?»
Он не заболел.
Он просто силится что-то сказать, и мы тут ему не помощники. Пока он сам не подберет звуки в слова, мы всё так и будем: «Ты не заболел? Тебе нехорошо? Может, ты кушать хочешь?»
Конечно, хочет.
И кажется, он хочет съесть именно тебя.
И мы отдадим ему какую-то свою часть (не физическую), он наестся, вырастет, уйдет от нас. А потом мы обнаружим, что в колыбельке (а мы и не планировали ее как колыбель, вообще это было наше рабочее место: компьютер, ноутбук, планшет, телефон) опять кто-то завелся.
И вот начинает просыпаться, и вот опять капризничает, кричит.
Будем теперь со всем этим жить.

К рассмотрению принимаются стихотворные подборки и отдельные стихотворения всех поэтических жанров. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
2, 9, 16, 23, 30 ноября
7, 14, 21 декабря
в 15:30

(в редакции «Вопросов литературы»)

февраль-март
в 15:30
[ВНИМАНИЕ!
Время занятий в феврале-марте еще уточняется.]
Офлайн-семинар «Проза»
Ольга Новикова – прозаик, критик, редактор отдела прозы журнала «Новый мир»
«Здравствуй, брат! Писать очень трудно», – легендарное приветствие «Серапионовых братьев», собиравшихся в 1921 году в петроградском Доме искусств. Мы будем говорить о том, как преодолеть эту естественную и даже необходимую трудность. Будем читать друг друга. На семинарах авторы выступят с изложением собственного кредо, а мы выскажем свои интерпретации и оценки их текстов. Обсуждать будем и произведения, представленные при записи в Школу, и вещи, написанные в процессе учебы.

В искусстве главное – личность автора. «Умеет писать» и «есть что сказать» – редко эти два качества встречаются в одном человеке.

Я вижу конкретные задачи: это выработка собственного стиля и тренировка наблюдательности, внимание к миру и к каждому человеку. Того, что мы берем из себя, для искусства не хватает.

К рассмотрению принимаются: рассказы, повести, романы, их отрывки и фрагменты. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
1, 8, 15, 22, 29 ноября
6, 13, 20 декабря
в 13.00

(в редакции «Вопросов литературы»)

февраль-март
в 13:00
[ВНИМАНИЕ!
Время занятий в феврале-марте еще уточняется.]
Онлайн-семинар «Сценаристика»
Родион Белецкий – писатель, сценарист, драматург
Для того, чтобы понять законы драмы достаточно несколько часов теории. Для того, чтобы научиться писать драму, без практики не обойтись. На семинаре каждый из вас будет сочинять свою собственную драматическую историю, и в идеале, пройдет путь от замысла до текста. Четыре вопроса к каждому персонажу. На сколько частей делить историю и каждую сцену, сколько поворотов должно быть в хорошей истории, почему начало считается особой зоной и когда автор получает карт-бланш? Все это вы узнаете на семинаре, а после, воспользовавшись знаниями тут же примените их на практике.

К рассмотрению принимаются сценарии и сценарные заявки. В заявку не обязательно включать текст уже написанного произведения. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
февраль-март
в 13:00
[ВНИМАНИЕ!
Время занятий в феврале-марте еще уточняется.]
Онлайн-семинар «Проза»
Алексей Сальников – писатель
«Здравствуй, брат! Писать очень трудно», – легендарное приветствие «Серапионовых братьев», собиравшихся в 1921 году в петроградском Доме искусств. Мы будем говорить о том, как преодолеть эту естественную и даже необходимую трудность. Будем читать друг друга. На семинарах авторы выступят с изложением собственного кредо, а мы выскажем свои интерпретации и оценки их текстов. Обсуждать будем и произведения, представленные при записи в Школу, и вещи, написанные в процессе учебы.

В искусстве главное – личность автора. «Умеет писать» и «есть что сказать» – редко эти два качества встречаются в одном человеке.

Я вижу конкретные задачи: это выработка собственного стиля и тренировка наблюдательности, внимание к миру и к каждому человеку. Того, что мы берем из себя, для искусства не хватает.

К рассмотрению принимаются: рассказы, повести, романы, их отрывки и фрагменты. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
февраль-март
в 13:00
[ВНИМАНИЕ!
Время занятий в феврале-марте еще уточняется.]
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не пропустите новости школы,
подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: pishemnakrishe@mail.ru
Телефоны: +7(495) 629-49-77